Обнародованные декларации чиновников и депутатов вызвали волну общественного негодования. Храмы, часы, коллекции картин и миллионы «под подушкой» декларируемые властью, вызвали гамму чувств. От недоумения до ненависти. Не обошлось и без заигрывания. Владимир Парасюк, поддерживая свое амплуа политического клоуна, задекларировал часы от Святого Николая. Как позже прокомментировал нардеп, часы и вовсе не подлежали декларации, так как их стоимость не превышает лимит допустимого «богатства». Не удержался от шутки и лидер Радикальной Партии Олег Ляшко. Оппозиционер задекларировал «вилы сельские». Правда, во всем остальном народный депутат оказался открыт и честен – у Олега Ляшко в распоряжении есть и недвижимость, и «наличные». И первое, и второе – в солидном объеме. Несмотря на определенный удар по репутации, тем не менее, е-декларирование стало не декларацией имущества «в чистом виде», а, скорее, личной декларацией готовности к честности. Ведь ни для кого не секрет, что политический класс не самый бедный в стране. Но в то, что политики могут быть честными и покажут свои реальные сбережения, до самого последнего момента, пожалуй, не верил никто.
Настолько же, насколько удивила честность большинства политиков, настолько же удивила своим откровенным издевательством Юлия Тимошенко. Согласно декларации у Леди Ю ничего нет. Кроме зарплаты и нескольких сережек с жемчугом и «мелкими драгоценными камнями». Правда, такие же сережки с белым жемчугом от «Картье» любит принцесса Монако и стоят они около 7,5 тысяч долларов или 200 тысяч гривен.
Нет у лидера «Батькивщины» пиджаков Chanel, стоимостью по 4 тысячи долларов, в которых, кроме Тимошенко, любила пощеголять еще одна «честнейшая» женщина в украинской политике Анна Герман. Нету сумочек известного французкого бренда который может претендовать на переименование в «ЮлиВитон». И даже пресловутой «двушки» в Днепре у Тимошенко тоже уже нет. Пользователи соцсетей моментально отреагировали народным творчеством на тему «сиротинушки» Юлии Владимировны. Однако, несмотря на то, что с чувством юмора у наших людей все хорошо, плакать почему-то хотелось больше, чем смеяться.
PR-декларация Тимошенко это откровенный плевок в лицо украинцев. Два года назад Тимошенко глядя в объективы камер рассказывала, что вот уж как восемь лет арендует «небольшие дома», «в пределах тех объемов , в которых живут нормальные рядовые граждане». Согласно декларации, она арендует «небольшой» дом площадью в 588 кв. метров. У собственной кузины. Головная боль с этим домом появилась в штабе Тимошенко еще десять лет назад. В конце 2006-го Тимошенко обмолвилась в одном из интервью, что приобрела дом. Первые фотографии «дома, который арендует Тимошенко» появились в 2007-м. На протяжении десяти лет Тимошенко и ее соратники будут юлить и отнекиваться от шикарного особняка лидерши, и выдавать «на гора» десятки противоречивых историй. В 2014-м Юлия Владимировна сама пригласит журналистов. В тот самый дом с фотографий 2007-го.
Народный депутат «Самопомощи» Егор Соболев предложил Тимошенко добровольно обратиться в нацагенство по вопросам предотвращения коррупции и рассказать, как ей удается жить так, как она живет, на те скромные доходы, которые она указала в своей продуманной до мелочей декларации. «Юлия Владимировна, огромная просьба обратитесь к НАЗК с просьбой инициировать мониторинг вашей жизни, покажите этот пример всем», – заявил Соболев с выступая 1 ноября в Верховной Раде. Однако Тимошенко предпочла обратиться к журналистам. И поведала «Украинской правде» новую душещипательную историю про политические репрессии и кровавые режимы, про преследование себя целых 17 лет и именно поэтому оформленное на родственников имущество. Но тем самым Тимошенко признала, что де-факто дом куплен (или построен) – на ее деньги. Но на какие такие деньги? С 1998-го года Тимошенко была избрана народным депутатом (стало быть, от бизнеса – отошла), и с тех пор работает на госдолжностях, стабильно декларируя нолики плюс исключительно официальную зарплату. Как рассказывала в интервью 2007-го года тетя Тимошенко Ульяхина, тогда родственники владели убыточной вареничной и вся семья «подчищает каморки и сбрасывается на сумку Луи Виттон» для леди Ю. К слову, в 2005-м в предшествующие новому дому апартаменты Тимошенко в Конча-Озерной переехала ее дочь Евгения. Конечно, тоже «арендовала».
Неприкрытое глумление рассчитано на самые бедные слои населения. На глубинку, куда Юлия Владимировна ездит с честными глазами рассказывать, как ей «болит за село» и куда так старательно направляет свои популистские месседжи. Ведь кто там вспомнит, что в 2005-м премьер-министр Юлия Владимировна сама себе подняла себе зарплату до 6 тысяч долларов, а спустя год обзавелась «небольшим домиком» в почти 600 квадратных метров? К слову, и в свиту себе Тимошенко подобрала подобающе скромных и аскетичных личностей. Например, Александр Абдуллин, который в 90-х был правой рукой олигарха Игоря Бакая. Задекларировавший по депутатским меркам совершенно немного наличных и квартиру в 66 квадратных метров, олигарх Абдуллин не постеснялся принципиально получить 4162 бюджетных гривни как участник ликвидации аварии на ЧАЭС. Наверное, именно этих 4 тысяч гривен нардепу не хватило на его любимый Средиземноморский круиз на арендованных 30-метровых яхтах.
Достаток, который большинство политиков честно обнародовали, конечно, шокирует. Безусловно, что сбережения, эквивалентные 100 миллионам гривен, задекларированные Евгением Мураевым выглядят в воюющей, нищей стране дикостью. Неприятно осознавать, что практически все народные депутаты – миллионеры. Что, несмотря на миллионные декларации, не стесняются брать «материальную помощь» от государства. И, тем не менее, декларирование – это первый шаг на пути к честному диалогу власти с народом. И этот экзамен на честность прошли не все. Слово за нацагентством по вопросам предотвращения коррупции. Ведь только их мониторинг сможет дать реальную оценку расходов «нищих» декларантов.
Борис Кушнирук, экономист